Необходимо возобновить работу существующих инструментов украино-польского сотрудничества, приостановивших свою деятельность в силу объективных причин – Дещица
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" посла Украины в Польше Андрея Дещицы
Вопрос: Какой исторический этап переживают украино-польские отношения в настоящее время?
Ответ: За время моего отсутствия в Польше ситуация очень изменилась: существует много совместных экономических предприятий, создано большое количество польских организаций, помогающих Украине, огромная симпатия к нашей стране в обществе. Здесь также учатся 15 тыс. украинских студентов. Это впечатляет и все это произошло за последние 2-3 года.
Я думаю, что за последний год между Украиной и Польшей значительно укрепились партнерские, дружеские и откровенные отношения. Польша не только на официальном, но и на уровне общественности поддерживала Украину во время Майдана и поддерживает сейчас, во время российской агрессии. Эти отношения между нашими странами, без преувеличения, можно назвать примером настоящего стратегического партнерства.
Вопрос: С назначением в Польше нового правительства у Украины возникли опасения, что Варшава собирается снизить свою активность на украинском направлении внешней политики, в частности в предоставлении политической и военной помощи. Означает ли это конец эпохи "адвоката Украины в ЕС"?
Ответ: На самом деле сейчас необходимо возобновить интенсивные контакты на правительственном уровне, которые существовали еще несколько месяцев назад. Как правило, выборы и изменения правительств не содействуют интенсивности контактов между главами ведомств и руководителями правительств. Поэтому мы ждем завершения формирования нового правительства в Украине как можно быстрее, чтобы можно было восстановить прямые контакты между странами. Польские власти публично подтверждают, что готовы и дальше поддерживать Украину настолько, насколько это будет ей необходимо.
Хочу отметить, что на экспертном уровне, уровне замминистров, директоров департаментов соответствующих ведомств сотрудничество продолжается, и мы ощущаем открытость, а также готовность поделиться своим опытом вступления в Евросоюз. Контакты на этом уровне проходят постоянно.
Вопрос: Планируются ли встречи глав государств в ближайшее время?
Ответ: Мы сейчас обсуждаем проведение консультационного комитета президентов, в ходе которого будем обсуждать график встреч глав Украины и Польши на этот и на следующий год. Нам необходимо возобновить работу инструментов украино-польского сотрудничества, которые есть, но которые приостановили свою деятельность в силу объективных причин.
Вопрос: Польша утвердила новую стратегию национальной обороны, в рамках которой Варшава хочет перебросить на границу с Украиной дополнительный военный контингент. Как это отразится на безопасности в регионе?
Ответ: В Польше очень обеспокоены ситуацией в Донбассе и обострением ситуации в последнее время, которая связана с переброской российских войск на восток в Донецкую и Луганскую области. И в этой ситуации польское правительство, заботясь о своей безопасности, принимает те решения, которые направлены на защиту своих национальных интересов. Думаю, что усиление, в том числе военными подразделениями на востоке Польши, может быть способом защиты против дальнейшей эскалации украино-российского конфликта.
Вопрос: Как Украина относится к предложению Польши об участии в переговорах по урегулированию конфликта на востоке в "Веймарском формате" (с участием Польши, Германии и Франции), а не в "нормандском"?
Ответ: "Женевский" формат является наиболее оптимальным для Украины и вообще для продвижения процесса мирного урегулирования. Там присутствует Евросоюз, который и отображает интересы всех стран-членов ЕС, включая Польшу. Что касается "Веймарского треугольника", "Вышеградской четверки" и других формирований, которые создаются в Балтийско-Черноморском регионе, то они должны только усиливать эту составляющую переговорных процессов. Результат во многом будет зависеть не от того, кто будет принимать участие в переговорах, а от того, будет ли Россия, принимая в нем участие, следовать договоренностям. Так что можно использовать любой формат, если он будет эффективным – если Россия будет принимать в нем участие и выполнять свои обязательства.
Вопрос: Поменялось и внешнеполитическое руководство Польши. Как удалось настроить работу между МИД наших стран?
Ответ: Пока я не смог встретиться с министром иностранных дел Польши – всего лишь четвертый день на должности, а министра не было в стране. Но уже провел встречу с президентом Польши Брониславом Коморовским, маршалком Сената Богданом Борисевичем и Сейма Радославом Сикорским, встречался с сотрудниками канцелярии президента, заместителем министерства иностранных дел. Так что на уровне польского МИД и посольства Украины сотрудничество на очень хорошем уровне и очень динамичное, решаем много вопросов оперативно: лично либо в телефонном режиме.
Вопрос: В польских СМИ периодически появляются заявления о недостаточно тесном сотрудничестве Киева с Варшавой по экономическим вопросам, хотя именно Польша много помогла во время Евромайдана и пострадала от российских санкций. Какой сегодня уровень экономического сотрудничества и какая динамика?
Ответ: Если говорить о торгово-экономическом сотрудничестве между Украиной и Польшей в этом году, то оно приблизительно сохраняется на уровне прошлого года. Сейчас мы видим несколько тенденций, некоторые из которых не очень позитивные. В частности, польские компании, ожидая стабилизации ситуации в Украине, не очень активно инвестируют. Здесь играет роль как безопасность, так и политический фактор – компании ждут, пока ситуация станет более прогнозируемой.
Вторая тенденция – все больше украинцев интересуются Польшей как рынком ЕС. Это, в первую очередь, IТ и строительные компании, компании по продаже сельскохозяйственной продукции. Фирмы должны использовать момент, который предоставляет ЕС, отменив в одностороннем порядке тарифы для вхождения украинских товаров на европейский рынок.
Украинские компании только изучают такую возможность, пока не знают как действовать. И тут важна информационно-разъяснительная кампания для предприятий, которые намерены переориентироваться с восточного направления на европейское. Соответствующие польские торговые ассоциации и посольство Украины в Польше готово всячески содействовать этому.
Вопрос: На границе периодически возникают конфликтные ситуации с ее пересечением волонтерами – поляками и украинцами, которые обеспечивают АТО необходимыми вещами. Что планируете сделать, чтобы люди не пострадали из-за желания помочь стране?
Ответ: Такие ситуации действительно происходят, поскольку польские пограничники действуют четко в соответствии с национальным законодательством, которое не предусматривает предоставление помощи Украине в случае агрессии. Мы оперативно решаем вопросы, которые возможно решить, на уровне подразделений пограничной и таможенной служб на украинско-польской границе. А также работаем, чтобы граждане Украины и Польши, которые занимаются предоставлением помощи, заранее уведомляли о своих планах. Это существенно упрощает процедуру ввоза техники или товаров в Украину.
Кроме того, работаем с официальными властями, чтобы соответствующие нормативные акты таможенного законодательства привести в соответствие с нынешними реалиями. Надеюсь, что такими общими усилиями мы сможем избежать непониманий на границе.
Вопрос: Что планируете предпринять для минимизации негативных трендов вокруг отдельных исторических вопросов (УПА) в польско-украинских отношениях?
Ответ: Вопросы деятельности УПА, событий на Волыни поднимается и в СМИ, и в общественном мнении. Прежде всего, нужно отдать историю историкам. Также необходимо избегать использования "темных" страниц истории в политических целях. И третье - необходимо избегать провокаций в этих вопросах. Действительно, есть заинтересованные стороны поссорить Украину и Польшу, используя пропагандистскую риторику.
И чем больше мы говорим и рассказываем друг другу о себе, тем меньше будет непонимания. О сложных страницах истории будем говорить на уровне президентов – планируем проведение заседания консультационного комитета президентов Украины и Польши, где одним из вопросов будет вопрос исторического прошлого. Также есть совместные структуры, в которые входят историки двух государств и которые занимаются работой по изучению тяжелых страниц нашей истории. Все это, включая символические мероприятия, содействует урегулированию противоречивых страниц нашей истории.
В целом же нам думать нужно не о том, что нас разъединяет, а что объединяет – это совместное будущее: только в этом случае у нас есть перспективы развития как двух дружеских народов и дружеских стран. Я разговаривал с молодыми поляками, которые признают: действительно были такие моменты, нужно дать им оценку, но давайте думать о будущем. И я бы подходил к этой ситуации именно с этой точки зрения.